Создание кукольной композиции - дело весьма кропотливое, но чрезвычайно захватывающее, интересное и очень полезное. Миниатюрная композиция приобщает нас к миру прекрасного, прививает тонкий художественный вкус, расширяет наши знания и кругозор, улучшает настроение, отвлекает от невзгод повседневной жизни в "большом мире", дарит нам ощущение уюта, спокойствия, защищенности. Наконец, это просто очень красиво и стильно. Представьте себе выражение лиц ваших родственников, друзей и знакомых, когда, придя в очередной раз в ваш дом, они увидят нечто подобное. Вам очень интересно будет в этот момент на них посмотреть. Не правда ли?

Стильное хобби для стильных людей

Тема и идея сайта

ГЛАВНАЯ


Небольшое знакомство с авторами сайта

О НАС


Серия статей, в которых авторы сайта излогают свои взгляды и соображения по многим вопросам, связанным с миром миниатюр, созданием и коллекционированием миниатюрных композиций

ОБО ВСЕМ ПОНЕМНОГУ


Материалы уроков помогут вам ознакомиться с основными архитектурными и интерьерными стилями и эпохами, а также, направлениями развития моды в одежде и аксессуарах.

ВСЕОБУЧ


Детальная информация об элементах, из которых строится миниатюрная композиция: кукольных домах и материалах для их строительства, отделки и декорирования, 3D-композициях и диорамах, миниатюрной мебели и аксессуарах, коллекционных куклах и многом другом

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИЙ


Полный спектр миниатюрных изделий от ведущих мировых производителей в фотографиях, рисунках, картинках

ВЫСТАВКА-ГАЛЕРЕЯ


Представляем лучшие миниатюрные композиции из музейных, частных и других коллекций

НАС ПРИГЛАШАЮТ В ГОСТИ


Последние материалы и публикации, помещенные на нашем сайте

НОВОЕ НА САЙТЕ

Как заказать и купить миниатюры

НАШИ УСЛУГИ


Наши друзья, партнеры, посетители

ССЫЛКИ


Путеводитель по сайту

КАРТА САЙТА






























































































































































































































































































































































































































































К ГЛАВНОМУ МЕНЮ

ВСЕОБУЧ

RETRO-СТИЛИ В ИНТЕРЬЕРАХ И АРХИТЕКТУРЕ

Урок №1-4

КЛАССИЦИЗМ (сер. XVIII - XIX вв.)

"Он полон античной красоты, он утвердил греческий стиль, в то время, как в Париже тех лет появлялись одни лишь химеры"
Ж. Ф. Блондель

    Пресыщенность причудливыми формами Рококо вскоре вызвала призывы к искусству более трезвому и рациональному. И тут как нельзя кстати пришлась вновь воскресшая мода на всё античное. Так возник классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) с его идеями о строгих ясных логичных формах и разумной закономерности мироздания.

    Обычно разделяют два периода в развитии классицизма. Сложился он в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма. XVIII век считают новым этапом в его развитии, поскольку в это время он отражал иные гражданские идеалы, основанные на идеях философского рационализма. Объединяет же оба периода представление о разумной закономерности мира, о прекрасной, облагороженной природе, стремление к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов.

Большой театр в Варшаве

    Новое изменение вкусов, первоначально во Франции и Англии, случилось по ряду причин. Французские энциклопедисты (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.), пользовавшиеся огромным авторитетом в широких кругах аристократии и буржуазии, призывали общество к разумной, простой и естественной жизни. Умным людям уже надоели глупые и надуманные безделицы Рококо. К тому же, в 1748 году начались раскопки древнего римского города Помпеи, погребенного в I веке н. э. под толстым слоем пепла в результате извержения вулкана Везувий. Глазам потрясенного мира открылась небывалая, нетронутая временем красота классического античного города. Огромную роль в утверждении нового стиля, навеянного впечатлениями от помпейских находок, сыграл и великий немецкий ученый Иоганн Винкельман, основатель истории искусства как науки, выступивший с проповедью античной классики, главным образом греческой, считая ее образцом совершенного и благородного вкуса. Окончательное утверждение позиций классицизма в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве приходится на время правления Людовика XVI, короля Франции с 1774 по 1792 год, из-за чего французский классицизм называют также "стилем Людовика XVI".

Пантеон в Париже

    В зодчестве под классицизмом понимают архитектурный стиль, распространённый в Европе в XVIII - начале XIX вв. Архитектуре классицизма свойственна строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. В отличие от построек Барокко, мастера классицизма никогда не воздавали пространственных иллюзий, искажавших пропорции здания.

    Основные принципы и идеалы этого направления закладывались во Франции. Можно сказать, что пошло все со слов двух знаменитых людей, Короля-Солнца (т.е. Людовика XIV), изрекшего "Государство - это я!" и знаменитого философа Рене Декарта, сказавшего : "Я мыслю, следовательно - существую". Именно в этих фразах кроются основные идеи классицизма: верность королю, т.е. отечеству, и торжество разума над чувством. Новая философия требовала своего выражения не только в устах монарха и философских трудах, но и в искусстве, доступном обществу. Нужны были героические образы, направленные на воспитание патриотизма и рационального начала в мышлении граждан. Так началось реформирование всех граней культуры.

Версаль

    Самым грандиозным сооружением эпохи Людовика ХIV стал Версаль (1668-1689). В этом комплексе, ставшем эталоном для дворцово-парковых ансамблей Европы, соединились стилистические черты как классицизма, так и Барокко. Внешний облик дворца выдержан в строгом классическом стиле, однако интерьеры его отличает барочная пышность и роскошь декоративного оформления.

    Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре XVII века - восточный фасад Лувра (К. Перро). Восточный фасад Лувра (1667-1678), который часто называют Колоннадой Лувра, составляет часть ансамбля двух объединенных в XVII веке дворцов - Тюильри и Лувра (общая протяженность фасада 173 м). Его композиционное построение довольно характерно - на нем выделяются центральный и два боковых ризалита, между которыми на высоком гладком цоколе стоят мощные сдвоенные коринфские колонны, поддерживающие высокий антаблемент. Боковые ризалиты не имеют колонн, а расчленены пилястрами, создающими логический переход к боковым фасадам. Таким образом удается добиться колоссальной выразительности ордера, ритмически удерживающего единство весьма протяженного и монотонного фасада.

Восточный фасад Лувра с колоннадой

    В конце XVII -начале XVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии, породившей особенно сдержанный его вариант, и в "палладианской" архитектуре Англии. Национальным достижением английского классицизма в архитектуре стали высокий уровень культуры оформления жилой усадьбы и города. Здесь законодателем классицистического вкуса стал Роберт Адам (1728-1792). Побывав в Италии он вернулся страстным поклонником античности и создал множество усадебных домов, к которым сам же (!) проектировал мебель. Один из наиболее известных его интерьеров - приёмная в доме Сайон-хаус, украшенная колоннами из голубого мрамора и скульптурами наверху. Стволы этих колонн подлинные античные (найденные на дне реки Тибр в Риме!), но они здесь не поддерживают потолок, а просто приставлены к стене, придавая комнате величественный вид.

Усадьба в палладианском стиле

    Перекрестные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним Барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции. Одной из отличительных особенностей эпохи классицизма в Германии можно считать стиль "цопф". Ему присущи простые, даже упрощенные формы, не идущие ни в какое сравнение с изысканными, рафинированными формами французского классицизма. Немецкая классицистическая мебель проникнута духом пуританства, вместе с тем в ее формах прочно удерживаются такие типично барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы. Это совершенно уникальное явление, стоящее на грани классицизма и аскетизма. В отличие от французов - известных приверженцев тонких намеков и изысканности во всем окружающем, немцы в любую эпоху оставались практичными, более приземленными. Таким образом, даже воспевающий разум классицизм превратился здесь в нечто совершенно особенное. Интернациональным центром классицизма XVIII-начала XIX вв. стал Рим, где в искусстве господствовала академическая традиция с нередким для академизма сочетанием благородства форм и холодной, абстрактной идеализации.

Здание Петербургской академии художеств - одно из первых российских зданий в стиле классицизма

    Во второй половине XVIII столетия появился знаменитый русский классицизм. Все характерные черты классицизма европейского: симметрия, единообразие, гармония, четкая планировка и масштабность нашли здесь свое отражение. Здание Петербургской академии художеств - одно из первых российских зданий в стиле классицизма - отличается большой сдержанностью декоративного убранства фасадов, там впервые появились портики, стали применяться декоративные колонны. Ранний русский классицизм сохраняет еще пластику и декор, присущие Барокко и Рококо. Зодчие зрелой поры классицизма создали классические типы столичного дворца-усадьбы и городского дома, ставшие образцами в усадебном строительстве. Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и дворянства.

Чарльз Камерон. Большой Павловский дворец. 1782 - 1786

    Интерьер, оформленный в классическом стиле - это, обычно, помещение правильной формы, излучающее покой и основательность. Интерьер, в стиле Классицизм, не чрезмерен, не перегружен деталями, исполнен сдержанности и достоинства, вкуса и респектабельности. Классический стиль оправдал свое название, как "правильный образец для подражания". Все было строго определено: четкие и прямые линии, правильные симметричные формы, начиная от колонн, оконных проемов, мебели и кончая строгими геометрическими формами подстриженных кустов в саду.

Интерьер гостиной в стиле классицизм    Интерьер зала в стиле классицизм

    Стиль эпохи классицизма обычно созвучен основательным людям с традиционными взглядами. Здесь царствуют ясные геометрические формы и сдержанный декор. Для построения интерьеров была характерна анфиладность, когда комнаты как бы "нанизывались" на прямой коридор. Все элементы интерьера требуют дорогого, качественного и натурального материала (дерево, камень, шелк). Красота классицизма гармонична, стройна и благородна. Самым ярким символом этого стиля является античная колонна с ее четкими прямыми линиями. В орнаменте также преобладают античные растительные мотивы (меандр, акант, пальметты). Характерны украшения скульптурой, большими алебастровыми вазами, настенными панно и лепниной. Пол отделан художественным паркетом из дерева ценных пород, стены иногда обтягиваются специальными интерьерными тканями, окна драпируются шторами. Элементы отделки, лепнины иногда "золотятся". Цветовое решение интерьера это спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных, кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели.

Интерьер гостиной в стиле классицизм    Интерьер приемного зала в стиле классицизм

    Классицизму довелось стать последним "королевским стилем", когда влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля мебели. Немалую роль в распространении нового стиля сыграла всесильная фаворитка короля мадам Помпадур, в честь которой были названы даже некоторые типы мебели. В отличие от мастеров Барокко, мебельщик эпохи классицизма считает своими главными задачами удобство и тонкий артистизм в компоновке изделия. Такая же по фактическим размерам классицистическая мебель воспринимается как более миниатюрная, изящная, воздушная.

Королевские покои

    Яркий пример - интерьеры покоев Людовика XVI в Версале. Если в эпоху Рококо даже большое помещение должно было производить впечатление будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту. Они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны.

Кабинет Марии Антуанетты в Фонтенбло спроектировал Руссо де ла Рутьер, 1790, его орнамент повторяет рафаэлевские гротески Лоджий Ватикана, ок. 1510. Мебель сделана Ризенером и Сене

    Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. Капризные и пластичные формы Рококо постепенно "успокаиваются", линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. В мебели классицизма уже нет той слитости деталей в единую массу, здесь вновь подчёркивается конструктивный принцип. Этому принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета. Он сводится к самому необходимому.

Немецкий классицизм - Цопф

    К середине 70-х годов XVIII века во Франции все большее распространение находят комоды письменные столы, дамские бюро, секретеры с прямыми ножками, ровными горизонтальными карнизами и тягами. Позолота и окраска мебели эксклюзивной уступают место фактуре дерева. В качестве украшений использовали маркетри (клееная мозаика из разных пород дерева), бронзовые накладные медальоны, фарфоровые вставки и пр. Для обивки употребляли специальные штучные ткани - гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен. Очень активно используются зеркала, их устанавливают между ножками эксклюзивной мебели, на потолке, между окнами и т.д. - этим обстановке придается некоторая иллюзорность. Прославленными мастерами мебели классицизма были Ризенер, Бенеман, Жакоб, Рентген, бронзовщик Домир.

Мебель времен классицизма

    Популяризация Робертом Адамом "античного стиля" вытеснила из английской мебели формы Рококо, ассоциировавшиеся с деятельностью Чиппендейла. Особенно часто Адам содрудничал с фирмой "Шератон", основанной Томасом Шератоном (расцвет пришёлся на 1790-1804гг). Её мебель отличалось благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Популярными были спинки кресел в форме античной лиры или щита с орнаментом. С творчеством Адама связано обогащение мебели новыми элементами, переход на светлые породы дерева, в декоре - оперирование инкрустацией, росписью, лепными узорами.

Пристенный столик-консоль    Резное кресло из бука в стиле французского классицизма эпохи Людовика XVI

    Кроме Адама и Шератона в развитии английской классицистической мебели большую роль сыграл Георг Хэплуайт (расцвет деятельности - 1775-1786). Его изделия характеризуются красотой форм, элегантностью, лёгкостью; отдельные детали (ножки, подлокотники) сохраняют лёгкий изгиб, что указывает на связь с предыдущем стилем Чиппендейла. Спинки, напоминающие формой щит, выполняются либо ажурными, либо мягкими.

    Отличительный признак классицизма в предметах мебели - строгая прямоугольность общего контура и членений шкафов, комодов и другой мебели для хранения вещей, конструктивная и тектоническая простота и ясность форм. За пределы контура могут незначительно выходить лишь углы карниза и опорные элементы, как правило, зрительно поддерживающие карниз и сами имеющие плоскую или скульптурную проработку. Встречающаяся иногда изогнутость фасада по горизонтали имеет строго циркульный характер. Нередко над карнизом устанавливается аттик (декоративный ленточный выступ на классическую тему).

Фрагмент спальни    Уголок в стиле классицизм

    В декоративном решении фасадных элементов корпусной мебели, в том числе секретеров и столов-бюро, сочетается естественная красота большой древесной поверхности (махагони, сандал, туя, палисандр, эбеновое дерево и др., причем дуб - в основном в Англии и Германии). На такой поверхности, как правило, выложенной в технике маркетри, обычно помещается декоративный элемент в форме круга, овала, ромба и т. п. с орнаментальным или изобразительным сюжетом. Нередко двери шкафа, имеющие рамочную конструкцию, членятся по вертикали двумя или тремя филенками.

Высокий комодБюро первой половины XVIII века. тополь, бронзаТумба с полкой

    Спинки стула, дивана и кресла, утратив скульптурность Барокко, имеют геометрически вычерчиваемый контур простой геометрической фигуры - круга, овала, вытянутого овала, прямоугольника, трапеции, геральдического щита.

    Если в мебели Рококо гнутые ножки непосредственно "перетекали" из корпуса предмета, то в классицизме снова подчёркивается их функция опорных конструкций. Они выпрямляются и уподобляются суживающимся к низу колоннам. Опоры всех предметов мебели имеют в классицизме XVIII века, как правило, строго вертикальную ориентацию (у стульев и кресел только передние ножки). Чаще всего они точеные, по форме конические или перевернуто пирамидальные, почти всегда имеют каннелюры.

Кресло из орехового дереваКресло имеет форму, получившую название корытце. Подобные кресла вошли в обиход не ранее 1810-х годов Материалы: пламя красного дерево, резьба, обивочная тканьСтул - легкий и изящный

    Основные мотивы украшений в классицизме XVIII века - заимствованные у античной Греции овы, астрагал (жемчужник), зубчатый фриз, триглифы, герма, кариатида, баранья голова, воловья и львиная маски, переплетение лент, завиток (волюты), гирлянда цветов, розетка, кифара. В английской мебели добавляются также готические темы: вензель, решетка, аркада, веревка и др. Во Франции, как и в России 1780-1810 годов, решетчатая мебель подобно рокайльной чаще всего покрывается белой лаковой краской по левкасу, деревянные скульптурные детали золотятся. Много накладной бронзы. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.

    Новый стиль ждала удивительная судьба, не менее драматичная, чем финал жизни самого последнего короля Франции. Вслед за недолгим первым периодом своего становления и развития, закончившимся уже в конце XVIII века, классицизм прошел еще две короткие стадии эволюции, каждая длиною в жизнь одного поколения людей.

Урок №1-3. Рококо (1-я половина XVIII в.)     к предыдущей статье                                               к следующей статье     Урок №1-5. Ампир (вторая половина XVIII - начало XIX вв.)

Хотите реализовать свой творческий потенциал и создать собственную, неповторимую композицию? Теперь это реально. Мы всегда готовы оказать помощь в приобретении необходимых отделочных материалов, миниатюрной мебели, коллекционных кукол, предметов декора и аксессуаров, а наша творческая мастерская всегда предложит широкий спектр композиций, которые могут быть изготовлены в единственном экземпляре специально для вас. Пользуйтесь этими уникальными возможностями. Посетите раздел сайта "НАШИ УСЛУГИ". Выбирайте, пишите, звоните, заказывайте!


При копировании и использовании материалов, пожалуйста, не забывайте сделать ссылку на наш сайт

                                      Нажмите сюда и напишите нам



Хостинг от uCoz