Создание кукольной композиции - дело весьма кропотливое, но чрезвычайно захватывающее, интересное и очень полезное. Миниатюрная композиция приобщает нас к миру прекрасного, прививает тонкий художественный вкус, расширяет наши знания и кругозор, улучшает настроение, отвлекает от невзгод повседневной жизни в "большом мире", дарит нам ощущение уюта, спокойствия, защищенности. Наконец, это просто очень красиво и стильно. Представьте себе выражение лиц ваших родственников, друзей и знакомых, когда, придя в очередной раз в ваш дом, они увидят нечто подобное. Вам очень интересно будет в этот момент на них посмотреть. Не правда ли? |
|||||||||||||||||||||||||
Стильное хобби для стильных людей |
|||||||||||||||||||||||||
|
Урок №1-3
"Французы более обижаются, когда порицают их вкус, нежели ум"
Ларошфуко
Рококо - стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал до 80-х годов XVIII столетия. Стиль Рококо был продолжением стиля Барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером, стал блестящим завершением стиля Барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получил особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для Барокко необходима вся гамма эмоций от радости до трагедии, то для наслаждающихся Рококо - лишь изысканно тонких, изящных. "Изящный" - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны. Вдохновителем Рококо стал итальянец Ж.О. Месонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые асимметричные формы, в частности, мотив капризно изогнутой раковины (rocaile - откуда и франц. rococo). Архитектура Рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало. Она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой. Не проводится в чистом виде ни один из установленных орденов. Колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно. Их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом. Крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи. Фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Хотя этот стиль называют "стилем Людовика XV", но, в отличие, от Барокко, он не был чисто придворным искусством. Большинство построек Рококо - это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли "отелями") и загородные дворцы. Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая частную жизнь владельцев дома. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи Барокко. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания. Они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII века, а образовывали весьма изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал, так называемый салон. Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. Интерьеры построек рококо оформлялись скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал. В эпоху Рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. В светских домах мебель стала расставляться определёнными группками (обычно - стол, диван и несколько стульев), создавая этакие "центры тяготения" для собравшегося общества. Мебель свободно размещается в помещении, не загромождает его, сама является элементом украшения. В колорите преобладают самые нежные сочетания пастельных тонов. Лепной орнамент стен, зеркал, мебели, каминов, канделябров, рисунки тканей и формы дверных ручек тщательно прорисовывает рисовальщик-орнаменталист. Интерьер дополняют изящные светильники и многочисленные зеркала. Модны расставленные на каминных полках, специальных подставках-консолях и шкафах-горках изящные декоративные вазы и фарфоровые скульптуры (в это время в Европе появляется собственный фарфор). Мебель Рококо приобретает хрупкую легкость и элегантность. Для форм мебели Рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель Рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В декоративном убранстве мебели резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой. Самым ходовым материалом для изготовления мебели были бук и орех, но для дворцовых экземпляров применялись самшит, клен, дикая вишня, оливковое дерево, явор, конечно, красное дерево, лимон, пальма, черное дерево, палисандр, фиалковое и розовое дерево.
В эту эпоху приходит мода на "китайщину" или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство, гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для Рококо. Излюбленным типом мебели этого периода становятся "пузатые" комоды с как бы вздутыми к центру формами. Стенки комода изгибаются и в вертикальном, и в горизонтальном направлении, поверхности их вообще перестают быть плоскими. Стенки комода покрываются все более нарядными узорами маркетри, украшаются настоящим китайским лаком или расписываются в китайском духе пейзажами с пагодами, ажурными мостиками, башнями, фигурками китайцев и мандаринов. Причем комод украшается так, чтобы по возможности скрыть ящики, выдвигая которые, можно разрезать композицию в самых неожиданных местах. Ножкам комода придают форму сильно изогнутых завитков. Их контуры подчеркиваются тонкими линиями бронзовых украшений, причем внешнее ребро прямо переходит в боковую грань, а внутреннее - в линию, очерчивающую нижнюю часть комода. В Венеции Рококо имело свои ярко выраженные черты. Город со старыми традициями, красочный и яркий, здесь рокайльные формы прижились очень быстро. Венецианские мастера создавали комоды выгнуто-вогнутого силуэта, но не фанеровали их, как это было принято во всей Европе, а расписывали разноцветными букетами и цветами по светлому фону. При этом конструктивные элементы и ящики подчеркивались обводкой контрастного цвета и окрашенной резьбой. Столешницы таких комодов и небольших шкафчиков также расписывались, но роспись делалась под мрамор, который обычно использовался для столешниц. Ассортимент мебели Рококо насчитывает несколько типов столов, различных по назначению. Декоративные столы-консоли, над которыми обычно находится зеркало, заключенное в богатую резную раму, наглухо прикреплены к стене. Их сильно изогнутые ножки, вырастая из подстолья соединяются внизу, почти у самой стены, богатыми ассиметричными завитками картуш. Стоящие посреди комнат декоративные столы, обычно перегруженные резьбой с накладками из раковин и гирлянд и гербовыми щитами, с богато инкрустированными столовыми досками, обычно в дворцовых залах служат только для украшения. На них ставят часы, канделябры и пр. Письменные столы эпохи рококо отличаются удобством и практичностью, а миниатюрные инкрустированные столики для карт и кофе откровенно изысканны. Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины, и капризы великосветских жеманниц (особенно фавориток короля) задают основной тон изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто женские предметы мебели. Это, и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Секретер, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета. Потайные ящички секретеров обычно заполнялись различной эпистолярной и мемуарной продукцией, весьма распространённой в это время "грёз, мечтаний и интриг". Именно секретеры и комоды с двумя ящиками (кстати, commode по франц. - "удобный") - основной вид корпусной мебели в то время. Полноправной частью интерьера становятся несколько тяжеловатые платяные и книжные шкафы. Главный же мотив комнаты Рококо - безусловно камин, невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми "безделушками" и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме. Прекрасные золоченые рамки для картин и зеркал стали распространенным образцом Рококо.
Наряду со стационарной мебелью стали производиться многочисленные типы легкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров: стулья, легкие кресла со спинками как бы облегающими тело, банкетки. Кресла, кушетки, диваны, шезлонги, скамеечки принимают ряд совершенно новых форм и носят новые, часто причудливые названия: канапе (диван в форме нескольких соединённых кресел), шезлонг, бертер (глубокое кресло), маркиза, пастушка, дюшесса и т.п. Рамки спинок и сидений приобретают плавную текучесть, ручки и ножки, изгибаясь, как бы продолжают это волнообразное движение контуров. Верхняя часть выгнутой спинки покрывается резьбой из цветов, листвы или раковин с орнаментом. Все они, обитые единой тканью (а нередко и дорогостоящей шпалерой, гобеленом) образуют гарнитур, в котором отправной точкой считалась софа. В формах мебели для сидения учитывался даже характер женских костюмов. Все было подчинено красоте и изощренности. Обивка становилась все более мягкой и, наконец, сиденье заменяется туго натянутым холстом, на котором покоится пышно взбитая пуховая подушка. На подобных креслах невозможно чинно и торжественно восседать, они зовут изнеженное тело к кокетливым и ленивым позам. Подушки накладываются на сиденье, спинку и локотники, обвиваются шелковой материей с крупными букетами цветов натуральной величины, разбросанными среди серебристых, точно кружевных разводов или же с различными сценами из пастушеской жизни (пасторалями). Элегантная, легкая, отделанная дорогими, изысканными по цвету и рисунку тканями мебель Рококо, прекрасно гармонирует со всеми остальными компонентами интерьера, сливаясь с ними в единый ансамбль. Говоря о мебели для сиденья вообще и эпохи Рококо в частности, нельзя не упомянуть имя Томаса Чиппендейла (1718-1779). Чиппендейл вначале был резчиком по дереву. Увлекшись около 1735 года мебельным делом, он скоро становится ведущим мебельщиком эпохи, прославившись и как мастер-практик, и как автор многочисленных проектов мебели. Стиль произведений Чиппендейла представляет собой своеобразное сочетание французского Рококо с формальными элементами английской мебели первой трети XVIII века, с готическими и китайскими мотивами. В 1754 году Томас Чиппендейл издал альбом образцов своей мебели, оказавший большое влияние на мебельное искусство не только Англии, но и континентальной Европы. В продукции, вышедшей из мастерской Чиппендейла, особое место занимают бесконечно варьируемые формы мебели для сидения. Влияние французского рокайля впервые дает себя почувствовать в резных, ажурных спинках. Формы спинок отличаются большим разнообразием. В контурах центральных вертикальных планок часто угадываются выразительные силуэты скрипки или высокой стройной вазы. С неисчерпаемой выдумкой варьируются ленточные орнаменты, трельяжи, орнаменты, образованные комбинацией С-образных элементов, и др. Чиппендейл использовал до блеска отполированное красное дерево, прихотливо изгибая спинки и ножки в виде звериных лап. Однако, в отличие от французских мастеров Рококо, мебель Чиппендейла очень целесообразна и практична. Кресло, в современном понимании этой мебельной формы, получает почти полную степень завершенности именно в этот период, в середине XVIII столетия. Роль Чиппендейла в истории мебельного искусства очень значительна. Он довел до совершенства формы целого ряда изделий мебели, разработал новые типы, некоторые из которых дошли до нас без существенных изменений. Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах. За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы Барокко. Сторонник Рококо в Италии, архитектор Тьеполо, способствовал его распространению в Испании. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном на прикладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряных изделий. Мотивы Рококо находят отражение в стиле королевы Анны (1665-1714), мебель становится проще и легче. Характерный предмет английской обстановки - узкие комоды с откидной крышкой, так называемые холостяцкие. Для подражаний лаковой японской мебели существует аналогично шинуазри английский стиль джаппанинг (японщина) - выполнение росписей золотом или серебром по лаку. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца XVIII века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. |
||||||||||||||||||||||||
Хотите реализовать свой творческий потенциал и создать собственную, неповторимую композицию? Теперь это реально. Мы всегда готовы оказать помощь в приобретении необходимых отделочных материалов, миниатюрной мебели, коллекционных кукол, предметов декора и аксессуаров, а наша творческая мастерская всегда предложит широкий спектр композиций, которые могут быть изготовлены в единственном экземпляре специально для вас. Пользуйтесь этими уникальными возможностями. Посетите раздел сайта "НАШИ УСЛУГИ". Выбирайте, пишите, звоните, заказывайте! |
При копировании и использовании материалов, пожалуйста, не забывайте сделать ссылку на наш сайт