Создание кукольной композиции - дело весьма кропотливое, но чрезвычайно захватывающее, интересное и очень полезное. Миниатюрная композиция приобщает нас к миру прекрасного, прививает тонкий художественный вкус, расширяет наши знания и кругозор, улучшает настроение, отвлекает от невзгод повседневной жизни в "большом мире", дарит нам ощущение уюта, спокойствия, защищенности. Наконец, это просто очень красиво и стильно. Представьте себе выражение лиц ваших родственников, друзей и знакомых, когда, придя в очередной раз в ваш дом, они увидят нечто подобное. Вам очень интересно будет в этот момент на них посмотреть. Не правда ли? |
|||||||||||||||||||||||||
Стильное хобби для стильных людей |
|||||||||||||||||||||||||
|
Урок №1-5
"Стиль - это человек"
Бюффон (французский естествоиспытатель)
Стиль ампир - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во II половине XVIII века классицистического направления. Становление и расцвет ампира пришлись на относительно небольшой отрезок времени с 1799 года до реставрации династии Бурбонов в 1815 году. Великая Французская революция, начавшаяся с идеалов "Свободы, Равенства, Братства", сменилась Директорией и новой империей Наполеона Бонапарта. Свое название этот стиль получил от французского слова "империя", поскольку призван был подчеркнуть мощь и величие того, кто эту империю создал. Речь идет о Наполеоне Бонапарте, в эпоху правления которого и произошло оформление ампира. Этот стиль должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом. Если свободно возникший классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и республиканский Рим, то французским художникам было строго приказано брать за основу формы римского, имперского искусства. Римская империя стала не просто идеалом красоты, но и программой к действию. Может быть, потому что Наполеон хотел сделать Францию такой же могущественной империей, как империя Древнего Рима. Искусство стало своеобразным идеологическим оружием, а ампир первым стилем, официально насаждаемым "сверху". Архитектура как искусство, самым тесным образом связанное с властью и общественными процессами, немедленно отреагировала на смену приоритетов. Республиканский Рим как образец для подражания с его гражданскими идеалами сменился парадно-торжественным настроением, почерпнутым из императорского Рима, с бесконечными триумфальными шествиями, отмечаниями побед, прославлениями Императора. Так, не меняя стиля в целом, классицизм XVIII века сменился ампиром начала XIX. В сущности, это был тот же классицизм в его поздней фазе с несколько иным подходом к классическому наследию и другими элементами и формами (в основном декоративными), которые использовались архитекторами императора. Однако ампир коренным образом отличается от классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие "Стиля Первой Империи". На стенах ампирных построек строгие декоративные мотивы, взятые из республиканского Рима - ленты, гирлянды, сменяются лавровыми венками победителей, символами воинской славы - мечами, копьями, щитами, шлемами. Парадоксально, но ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался "эпосом Оссиана" (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. А картина Жерара "Оссиан, вызывающий призраков", исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на "египетский стиль". Но основными декоративными мотивами стиля ампир оставались все же атрибуты римской военной истории. Характерна еще одна особенность ампира. Присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, ампир не национален, а космополитичен. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы. В Англии стиль ампир также не получил широкого распространения. "Английским ампиром" иногда условно называют "стиль Георга IV" (1820-1830), наступивший после "английского стиля регентства", или "ридженси". Временем второго "Британского ампира" считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. И только одна страна-победительница - Россия добровольно приняла "стиль Империи". На это были и свои внутренние причины. Россия становилась могущественной империей. Русская аристократия подражала нравам парижских салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами "всего замечательного, что строилось в Париже". Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью - проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля "русского (петербургского) ампира". Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. "Русский ампир" был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается "русский итальянец" Карл Росси, смягчивший своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский неоклассицизм. Провинциальный "московский ампир" и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют "николаевским ампиром". Ампир, подобно королевским стилям, служит, в первую очередь, целям репрезентации. Все компоненты интерьера: затянутые драпировками стены спален, высокие балдахины и монументальные кровати, вытканная золотом шёлковая обивка мебели, тумбочки в форме постаментов и столики для умывания в виде треножников (трипос), а также и украшенные бронзой большие зеркала на двух подставках (псише), кресла, подражающие римским формам, напоминают скорее экспонаты выставки, где на всём лежит печать театральности, столь характерная для французских дворцовых интерьеров со времён Людовика XIV. При этом, убранство помещений производит впечатление удивительной целостности. Однотипные золочёные украшения покрывали и шкаф, и шкатулку, и обложку книги. В интерьере царил своеобразный маскарад. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на поверку оказывалась картонной, яшмовый флакон - фарфоровым или стеклянным. Однако, мастера не стремились, чтобы дешёвая вещь выглядела как дорогая. Напротив, они часто выдавали ценные материалы за более скромные. Целые помещения менялись ролями. Спальни оформляли в виде военного шатра, а в будуаре французской императрицы Марии Луизы в Компьенском дворце недалеко от Парижа камин служил хранилищем для передвижной ванны.
В интерьерах ампира царят упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей. Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию - холодный расчёт. Полы настилаются паркетом, как правило, составленным из цветных пород дерева. Потолки окрашивают в белый цвет и отделывают по углам простым декором. Экономно введённые в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого. Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме привычных мест - над камином, между окнами, они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между ножками мебели. Посреди будуара ставили зеркало-псише, похожее на арку в человеческий рост. Из отдельных зеркальных отражений складывался целый иллюзорный мир. Широко применялись для декорирования мрамор и бронза. Из бронзы изготавливались светильники, часы, статуи, ею инкрустировались мебель и предметы интерьера. Мраморные скульптуры на сюжеты римской мифологии располагались в нишах, между колонн.
Чтобы защитить интерьер от вторжения реальности, окно либо занавешивали, либо, согласно выражению французского архитектора Франсуа Блонделя, совсем отказывались от "дурной манеры сверлить стены". Например, в будуаре Марии Луизы единственное круглое окно находится на потолке, а двери замаскированы. Одну или все четыре стены покрывали так называемые панорамные обои, изображавшие фантастические виды африканского леса или долины с руинами. Своеобразные "окна" появились даже на вещах: блюдах, вазах, кофейниках, табакерках. Вместо привычных орнаментов и цветов их украшали городские и сельские пейзажи, заключённые в рамку. Мебель ампира была далеко не такой удобной, как перед этим. Комфортом сознательно жертвовали ради величественных форм. Массивная, с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями. Предметы служили прежде всего репрезентации и напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели. Даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Оно стояло вдоль стены (а не перпендикулярно к ней, как в XVII-XVIII вв.) и не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. Ложе "охраняли" сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи.
Столы-бюро, стулья и кресла, подобно зданиям, опирались на колонны и золочёные статуи, заменявшие ножки, и часто украшались акантовыми листьями. Подлокотники же "укладывались" на фигурки различных животных (как реально существующих - львов, лебедей, так и мифических - грифонов). Прямоугольные подушки на сиденьях, плотно обтянутые тканью, узор которой нередко подражал прожилкам мрамора, походили на каменные плиты. Мягкая мебель, стулья, обивались кожей, шелком. При этом, чаще всего, выбирались яркие цвета - золото, синий, пурпурный, зеленый.
Обеденные столы имели обычно круглую столешницу и были достаточно массивны. На этот факт тоже наложила отпечаток личность Наполеона, уважавшего семейные ценности (функция обеденного стола - собирать за трапезой всю семью, значит, он должен быть массивным). Завоеванием стиля ампир можно считать округлые сервировочные столики, а также популяризацию гефидона (миниатюрного круглого столика на одной ножке). Стиль обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, обработанный трельяжом книжный шкаф, состоящий из нескольких частей). Другие новинки: узкий сервант и узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. К числу самых типичных мебельных форм ампира следует отнести рекамье - короткую элегантную кушетку с высоким, плавно изогнутым изголовьем, имеющим форму не то гондолы, не то лебединой шеи. Характерными были также большие круглые столы и маленькие круглые столики на одной ножке, туалетные столы и массивные тумбочки цилиндрической формы, симметрично расставлявшиеся по обеим сторонам кровати. Все эти предметы украшались бронзовыми аллегорическими фигурами.
В декоре отразился воинственный дух эпохи. Триумфальная тематика заметно вытеснила пасторальную. Мебель того времени обильно украшена изображениями факелов, трофеев, различных типов оружия (копий, щитов и даже пушек). Но, пожалуй, одной из отличительных черт ампира стало использование в декоре буквы N (начальной в имени Наполеона), а также императорских орлов. Ими украшались кресла и стулья, диваны, фасады шкафов. Военная компания в Египте послужила толчком развития в обществе интереса к истории этой страны, ее мифологии. Египетские мотивы (пирамиды, иероглифы, сфинксы) просочились и в оформление интерьера и в декор мебели. Символом стиля ампир стало так называемое красное дерево - красивая экзотическая древесина, которой покрывали все предметы мебели-люкс (высшего класса). Даже когда мастера работали с местной древесиной, они старались использовать не ствол, а корень с более прихотливым, чётким рисунком волокон, напоминающим красное дерево.
Наряду с архитектоническим направлением в изготовлении мебели ампира сложилось и другое, для которого было присуще широкое использование бронзовой пластики. В предметах мебели этого типа функцию опорных устоев и подлокотников выполняли отлитые из бронзы фигуры различных животных, а поверхности обрабатывались накладным орнаментом. Но поскольку обилие позолоченной бронзы делало её слишком дорогой, то столяры нередко прибегали к имитации, в частности, бронза заменялась позолоченным папье-маше, из которого выполнялись и детали декоративного убранства мебели, например, львиные, орлиные или козлиные лапы, бараньи головы, львиные маски, лебеди, сирены и др. На более позднем этапе развития ампира мебельные изделия уже перенасыщены бронзовым декором, кроме того, появляются предметы, в основном, небольшие, декоративные, полностью исполненные из золочёной бронзы, а также из серебра и стекла. Ничего нового в приёмах исполнения и отделки мебели в это время не возникает. Столяры ограничиваются очень простой, но доведённой до совершенства техникой фанеровки. Фанера, всегда тщательно отполированная, изготавливается из тёмного дерева. Все чаще своё применение находят и светлые породы: клён, ясень, черешня, лимонное дерево. Излюбленным материалом остаётся красное дерево, но поскольку оно трудно поддаётся резьбе, то для пластичной декорировки используют бронзу. Тёмные тона и строгие формы мебели вместе со строгими по рисунку обоями, обивкой, занавесями вносят в интерьер настроение холодной и даже мрачноватой торжественности. Инкрустация исчезает почти полностью. Эта техника была слишком серьёзной и рафинированной для такой эпохи, когда военные и буржуа-парвеню стремились к поддельному блеску, поверхностному лоску. Встречающийся иногда орнамент маркетри представляет собой мозаику из мрамора, севрского фарфора, малахита. Детали резного декора, изредка вводимые в отделку стульев, кресел и столов (львиные маски, сфинксы и пр.), всегда золотятся. Отдельные мебельные формы сохранились приблизительно в том виде, в каком они сложились во времена Людовика XVI. Однако, несмотря ни на что, внушительное количество их новых форм красноречиво свидетельствует о том, что изобретательность не покинула мастеров-мебельщиков и в эту, неблагоприятную для творческой работы, эпоху. В тех случаях, когда имелись готовые образцы античной мебели, они заимствовались почти безо всяких дополнений. В мягких изгибах стульев и кресел чувствуется забота об удобстве их для сидения. Для форм боковин диванов часто используется мотив рога изобилия; одинаковые с двух сторон боковины S-образной формы имеют нередко и кровати. Кроме этого в моде также столы с "остроумными" механизмами, которые по нажатию кнопки могли менять форму и размеры предмета.
Лучшую мебель в стиле ампир изготовляли во Франции по эскизам, разработанным Шарлем Персье и Пьером Фонтеном. Гораздо более демократичной была мебель, которую впоследствии стали именовать мебелью в стиле жакоб. Стиль жакоб назван по имени французского мебельного мастера Жакоба. Отличается большей демократичностью, но находится в русле стиля ампир. Для него характерны более простые конструкции. Мебель украшалась узкими латунными накладками, гофрированными вставками, розетками в местах соединений конструктивных элементов. Такая обстановка выглядела богато и нарядно. Эта мебель ценится антикварами всего мира и в наше время. Недавно на аукционе "Сотби" кресло, исполненное в этом стиле, было продано за 58000 британских фунтов стерлингов.
В других странах Европы мебельщики подражали французским образцам. Великолепную, оригинальную по стилю мебель создавали в России. Русские мастера любили и умели выявлять естественный рисунок, текстуру дерева. Наряду с красным деревом они применяли местный материал - карельскую берёзу, серо-волнистый тополь, орех. Стиль ампир просуществовал примерно до 1830 г., удержавшись почти при всех европейских дворах и после падения империи. В конце концов, ненависть ко всему, что связано с Наполеоном сокрушила его господство. Но и сегодня ценители классицизма и роскоши выбирают именно ампир. |
||||||||||||||||||||||||
Хотите реализовать свой творческий потенциал и создать собственную, неповторимую композицию? Теперь это реально. Мы всегда готовы оказать помощь в приобретении необходимых отделочных материалов, миниатюрной мебели, коллекционных кукол, предметов декора и аксессуаров, а наша творческая мастерская всегда предложит широкий спектр композиций, которые могут быть изготовлены в единственном экземпляре специально для вас. Пользуйтесь этими уникальными возможностями. Посетите раздел сайта "НАШИ УСЛУГИ". Выбирайте, пишите, звоните, заказывайте! |
При копировании и использовании материалов, пожалуйста, не забывайте сделать ссылку на наш сайт